Главная » Иные статьи » Фонология и письменность Кхуздӯла |
Божко Екатерина Михайловна // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2011. Выпуск 2 (124) – С. 163-166. Звучащая иноязычная речь как в устной, так и в письменной форме способна также оказать влияние на формирование в сознании адресанта образа и характера носителя этого языка, даже если адресант не понимает смысла сказанного. Это положение приобретает особую актуальность в случае передачи на русский язык звучащей речи персонажей литературы фэнтези, так как мир фэнтези может быть населен диковинными существами, не имеющими никакого отношения к нашей реальной действительности. Для подтверждения данной гипотезы мы обратились к исследованию шедевра мировой литературы фэнтези – романа Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец». Мир романа населен множеством существ и народов, говорящих на разных языках. В текст вплетены фразы и фрагменты фраз на языках этих рас и существ. Языки для своих героев разработал сам Толкин. Поскольку в реальной действительности их нет, мы считаем возможным использовать для номинации подобного явления термин «квазиязыки» (от лат. квази – мнимый, ненастоящий, почти, близко, как бы). Употребление в тексте романа речи, звучащей на квазиязыках, помогает читателю почувствовать глубину и объемность произведения, хотя иногда он даже не понимает значения фраз. Некоторые фразы имеют перевод на Всеобщий язык (место его в каждом конкретном случае занимает язык перевода). Звучание включенных в текст романа фраз помогает читателю воссоздать в воображении образы героев и их личностные качества благодаря определенным фонестемам – фонемам в составе нескольких слов, соотносимым с определенным оттенком смысла [10, с. 83–84]. Фонестему можно обнаружить как у этимологически связанных, так и у этимологически не связанных слов [6, с. 117–118]. В основе выделения фонестем лежит выделение созвучий, имеющих значение, основывающееся на субъективном к этому отношении [9, с. 92], а фонестемные ряды строятся на основе аллитерации и рифм [8, с. 187–188]. По поводу количества языков, изобретенных писателем для Средиземья, среди исследователей творчества Толкина согласия нет. Р.С. Ноэль насчитала в романе, по крайней мере, 14 изобретенных автором квазиязыков, другая исследовательница, Х.К. Фоскангер, обнаружила упоминания еще о 7 языках, так что их можно насчитать двадцать один [1, с. 167]. В тексте оригинала романа встречаются фразы на языках эльфов, орков, энтов, гномов, одной из народностей людей и хоббитов. В переводах романа на русский язык (анализировались переводы А. Грузберга [3]; В. Муравьева и А. Кистяковского [5]; Н. Григорьевой и В. Грушецкого [2]; М. Каменкович и В. Каррика [4]) они передаются с помощью приемов механической передачи – транскрипции или транслитерации. Чтобы установить эффект, оказываемый на читателя, мы определили частотность употребления звуков в данных фразах в оригинале и их сочетаемость и попытались определить прогнозируемое формирование образа той или иной расы у читателя перевода. В найденных в тексте романа фразах на языке эльфов гласные звуки встречаются 758 раз, а согласные – 857 раз. Чаще всего употребляются гласные /a/, /e/, /i/ и сонорные согласные /n/, /r/, /l/. За счет сочетания сонантов и гласных достигается напевность, музыкальность и мелодичность языка. В эльфийском языке отсутствуют аффрикаты, вместо шипящих /ж/ и /ш/ используется звук, подобный немецкому мягкому /х'/ в слове ich, который произносится как придыхание. Следует отметить, что звонкие взрывные /d/, /g/ и /b/ встречаются только в сочетаниях mb, nd/ld/rd и ng. В обнаруженных фразах очень мало звонких взрывных и шипящих глухих согласных по сравнению с сонорными и придыхательными. Благодаря преобладанию сочетаний сонорных согласных и гласных, эльфийская речь звучит мелодично и звонко, что позволяет ассоциировать ее носителей со светом, яркостью, легкостью. Лишним подтверждением этому может служить систематически повторяющаяся в обнаруженных фразах оригинала фонестема gl-, которую Д. Болинджер ассоциировал со светом, блеском, мерцанием [6, с. 118]. В русском языке сочетание гл- также встречается в словах с положительной и возвышенной коннотацией: возглавлять, главенствовать, глава, глобальный. Большое значение для формирования образа эльфов имеет и их ассоциация с волшебным народом в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Во фразах на языке орков согласные встречаются 100 раз, гласные – 52 раза. Из гласных чаще всего употребляются /а/ и /u/, а из согласных – взрывной переднеязычный /d/, заднеязычные /g/ и /k/, придыхательный /h/, сонорный /r/, шипящий /s/. Сонорных, придающих речи мягкость и напевность, в речи орков мало; преобладают весьма неудобопроизносимые и неблагозвучные сочетания шипящих, заднеязычных, придыхательных, билабиальных и межзубных согласных звуков: shg, gh, zg, shd, bh. В речи подобная звуковая сочетаемость и ее неудобопроизносимость вызывают отторжение, подчас граничащее с отвращением. Таким образом, в образ орков, носителей подобной речи, добавляется элемент чуждости, непривлекательности, грубости, что удивительно, ведь язык орков родственен эльфийскому. т. е. по структуре этот язык был полисинтетическим. В тексте романа было обнаружено всего несколько слов и обрывков фраз на языке энтов. Распределение согласных и гласных следующее: согласные во фразах на языке энтов встречаются 129 раз, тогда как гласные – 80 раз. Слова энтов преимущественно длинные, короткие слова они предпочитают использовать для обозначения неприятных, отталкивающих для них субъектов и объектов, орков, например: rarum, burarum. Сам Толкин описывает этот звук как «a deep rumbling noise like a discord on a great organ» [12, с. 287]. По-русски это звучит так, как будто лопнула басовая гитарная струна. Язык энтов певуч и музыкален, но это иная музыкальность. О певучести языка свидетельствует частое использование сонорных /l/, /r/,/m/, /n/ и их сочетаний с гласными /a/, /e/, /o/ и /i/. Иную, более глубокую музыкальность, нежели светлая и беззаботная эльфийская, обусловливают частое употребление двойного сонорного звука /ll/ во фразах и длинные слова, составляющие эти фразы. Хотя фраз на языке энтов романе мало, образ носителей этого языка и представление об их характере у читателя все же может сформироваться. Певучесть длинных фраз говорит о присущей энтам неспешности и основательности. В словах на языке хоббитов отмечено частое использование сочетаний билабиального /b/ и сонорных /n/ и /r/ с гласным /a/, что может свидетельствовать об искренности и некотором простодушии носителей данного языка. Во фразах этого языка гласные встречаются 12 раз, а согласные – 19 раз. Чаще других из гласных используется e, из согласных – придыхательный /h/, дентальные /d/, /t/ и сонорные /l/, /n/. Неблагозвучных и неудобопроизносимых сочетаний не выявлено. Об образе и характере роханцев по звучанию этих фраз судить сложно, но сочетания «st», «rt», «hl» звучат возвышенно, стремительно и гордо, так что можно предположить, что гордость, вспыльчивость и независимость были чертами их характера. Доказательства этому можно получить не из звучания языка, а только из событий самого романа, ибо роханцы говорят в основном на Всеобщем языке. Что касается других рас людей (жители Рохана являются всего лишь одной их разновидностью), то следов звучащей речи их языков в тексте оригинала романа не обнаружено. Таким образом, звучание квазиязыка в значительной мере способствует формированию у читателей представлений о носителях этого языка, об их нравах. Это особенно актуально для вымышленных, фэнтезийных рас, поскольку в некоторых случаях мы не получаем прямого описания облика и характера их представителей. Наше мини-исследование является лишь попыткой оценить, как влияет звучание того или иного языка, вплетенного в квазикультуру, описанную в романе фэнтези, на формирование образов персонажей в сознании читателя как оригинала романа, так и его перевода. Исходя из этого, можно строить предположения о том, что звучание языков вообще влияет на формирование образа и характера нации, ее культуры в глазах других наций и культур. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Колберт, Д. Волшебные миры «Властелина Колец»: удивительные мифы, легенды и факты, которые легли в основу этого шедевра [Текст] / Д. Колберт. – М.: РОСМЭН, 2003. – 192 с. В. Муравьева и А. Кистяковского. – М.: ЭКСМО-Пресс : ЯУЗА, 2000. – 544 с., 512 с., 480 с. 1950. – N. 2. – P. 117–136. H.K. Fauskanger; пер. с англ. Drauger. – Режим доступа: http://tolkien.ru/drauger/mannish.htm, свободный. 1946. – N. 1. with the assistance of Christopher Tolkien. – London, 1981. – 459 p. Books, 1965. – Режим доступа: http://kniga2001.narod.ru/bibl/index.htm, свободный. | |
Просмотров: 1765 | |
Всего комментариев: 0 | |