Главная » Наши исследования » Обзорные

Siewurd S. Snarenswend. Лангобарды, Дворфы, и Хуздул
Эта статья о том, почему кхуздул невозможно возродить и почему его можно только придумать.
Предыдущие статьи были посвящены морфологии и происхождению языка дворфов – кхуздул. Прежде я выдвигал гипотезы о том, как и что, могло быть ключом к раскрытию тайны хуздула. Но чем больше я углублялся в дебри предположений, тем больше во мне крепло убеждение в том, что коротенький запас хуздульских слов связан, прежде всего, с историей. Профессор сам оставил нам ключ к пониманию этого. Лангобарды и Longbeards с точки зрения лингвистики одно и то же – а с точки зрения Профессора равнозначные, но отделённые фантазией от истории. Профессор был германистом, а, следовательно, язык Средиземских и Европейских Долгобородов прежде всего должны быть европейским и в первую голову германским по происхождению. Только континентальные (по разным классификациям Лангобардский относится к восточной или южной ветви германских языков) германские языки могли бы быть тем источником из которого мог черпать вдохновение Профессор для сочинения языка дворфов – только эти языки в достаточной мере грубы и жестки в произношении, только им присуще изменение гласных в корне для отражения множественности числа. Дж. Р. Р. Толкин хорошо знал язык готов не исключено и древнесаксонский. Именно в готском мы обнаружим префикс ai- с тем же значением. Из самого лангобардского нам известно лишь имя короля Бургундии – Гундобад (аналогично названию древнего поселения дворфов в Серых горах). Не правда ли – немного. Возможно, Профессор намеренно оставил словарь дворфов незавершённым или (sic!) завершённым – именно по тому, что и о языке лангобардов нам мало известно. Так что, не нарушим ли мы замысел Профессора, попытавшись сочинить что-нибудь эдакое дворфское?!
Ну если уж принялись то уж так изуродовали, что как говорится не в сказке… Каждый кто ни брался впоследствии внёс свою значимую лепту в общее дело. О чудовищах изобретённых новокхуздульщиками я уже упоминал в предыдущих статьях. Все как один стеснительно отступают в сторону – мы, мол, не претендуем на истину – вот налепили на свой вкус, чего-то и получилось, а уж судить вам. Забавно, не правда ли?!
Представим только – Леонардо да Винчи не дорисовал свою улыбчивую красавицу – скажем глаза или нос забыл? Вот – красавица улыбается – улыбка чудесная, но где же нос или глаза – непорядок! И вот эпигоны каждый в меру своих умений навыков и фантазии малюет слонячий хобот или мартышкины лупики на картине Леонардо. Да уж и впрямь – всё, что мог, художник уже сделал.
В любом случае прилепить что-то чужое к шедевру – безнадёжно испортить. Возможно, не стоит даже и пытаться выдумать что-то «в добавок», лучше придумать что-то своё и дать ему жизнь.
Но вернёмся к хуздулу. Каковы его корни. На данный момент существует две гипотезы происхождения хуздула. Первая, не вдаваясь в мифологию, гласит о том что язык дворфов базируется на семитских языках. Эту теорию выдвинул сам Профессор. И если мы отбросим излишнюю сентиментальность («Так сказал сам Профессор»), то мы увидим следующие нестыковки данной теории (или утверждения, аксиомы, если кому угодно). Во-первых, всем должно быть известно, что семитская лексика базируется на закрытых слогах, но этому противоречит самое знаменитое ai-menu из клича дворфов – вопервых если кому не очевиден этот факт, поясню: в данном случае мы имеем два слова где слог в конце слова не закрыт, т.е. после гласной не следует согласный – aya «на» + menu «вас». Далее мы можем наблюдать аналогичную ситуацию в выражении Felakgundu = felak-gundu = 1e2a3-1u23-u – букв. «тесать пещеру» и др. случаях. Во-вторых, семитская грамматика не имеет флексии окончаний, т.е. все изминения связанные с изменением грамматической формы слова происходят в основе слова: однако мы имеем такие явные окончания как -u (Khazad-Dumu), -a (Kibil-Nala). В-третьих – наличие суффиксов -b-, -k-, -r-, -t- и финалей -an, -il, -in, -ol, -ul, -uk, -un, -ur. Из всей хуздульской лексики мы найдём, в лучшем случае, лишь два слова возможно имеющие в своей основе семитский элемент - Mazarbul («надгробный памятник с надписью»), felak (от felah «крестьянин», поясню: крестьяне на востоке обрабатывали землю мотыгой => мотыга = тесло) если только это не одно с греческим словом Pelekys с тем же смыслом. Вся прочая лексика превосходно читается из индоевропейских языков, что назывется – only.
Следующий довод скорее имеет мифологическую основу: язык дворфов – это то что придумал Ауле. Тот в свою очередь был «ангелом эру», а значит придумать что-то самостоятельное не мог => вывод – язык Ауле – изменённый язык Валар. Язык валар стал основой также и для языка эльфов (в реальности было наоборот). В языке эльфов мы наблюдаем такие слова как Gondor – от индоевропейской основы ondo «камень», Beleg – от озвончённой инд.-европ. формы velik «великий», и т.д. и т.п. Вторая гипотеза пренадлежит мне и она базируется на следующих утверждениях:
 

  • Язык дворфов – имеет в своей основе индовевропейскую грамматику и лексику, как и все придуманные профессором Толкиным языки.
     
  • Язык дворфов может быть комбинацией индоевропейской грамматики + энное количество семитских корней как это можно наблюдать в идише (языке относимом всеми исследователями к германской группе языков).
  • Наличие множественных экстрополяций смысла и стилизаций (например под ассирийский) не может говорить в пользу семитского происхождения данного языка.
     
  • Изменение гласных в корне слова так же присуще индоевропейским (а именно – восточногерманским) языкам.
     
  • Сам профессор Толкин был сказочником – а его языком – сказка. А как известно сказка – ложь, да в ней намёк – всем нам тов. урок. Любое утверждение условно, даже прозвучавшее из уст самого Профессора.
     
NB
Дворф – лучше чем «гном» или «карла», я бы сказал «барздук».

 

Категория: Обзорные | Добавил: Siewurd (01.10.2008) | Автор: Siewurd W
Просмотров: 2756 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 1
0  
1 Mehmet   (09.03.2009 23:38) [Материал]
семитская лексика базируется на закрытых слогах
-------
это неверно. КАБИР -- здесь первый слог открытый. АШХАДУ -- 2 и 3 слоги открытые.

семитская грамматика не имеет флексии окончаний, т.е. все изминения связанные с изменением грамматической формы слова происходят в основе слова
-----
и это неверно. падежи в арабском выражаются окончаниями -у, -и, -а или -ун, -ин, -ан. есть еще глагольные префиксы и окончания, выражающие согласование с подлежащим. более того есть, еще и инфиксы-согласные, которые используются при образовании некоторых пород.
Так что ничего противоречащего семитским образцам в хуздуле мы не видим


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]