Главная » Наши исследования » Научные

Гном-полуэльф. Кхуздул и Черное наречие

Гном-полуэльф. Кхуздул и черное наречие.

1. История

Сказано, что черное наречие было придумано Сауроном. Вероятно, на основе родного языка этого майа - валарина. Отсюда черное наречие может быть родственно кхуздулу, который создал вала Аулэ, вероятно, также на основе валарина (что видно из схемы Ламмас, LR 170).

Также может быть, что в черном наречии воплощена ранняя идея Толкина о орочьем языке, созданном Мелькором на основе валарина (LR 170, 178).

2. Фонетика

Фонетика черного наречия близка к кхуздулу. Гласные – a, i, o, u, û, â (e, ê, î, ô не наблюдаются), как и в кхуздуле. Дифтонги ai, оi (как в кхуздуле, ai также встречается в валарине и адунаике), au, наводят на мысль о существовании слабых полугласных y, w, которые также возможны в кхуздуле.

Согласные, отмеченные в известных словах и именах: b, d, f, g, h, k, m, n, p, r, s, t, sh, gh, th, kh, z, имеются как в кхуздуле, так и в валарине. Имеется возможно и отдельный звук bh (bûbhosh), который вероятно имеется в кхуздуле (Sharbhund), а также и в валарине (mirubhôzê). Имеются также звуки mb, v, которые есть в валарине и возможны в кхуздуле, т.к. имеются в Ангертас.  

Очень часто встречаются скопления согласных в начале слова, которые в кхуздуле не приветствуются.

3. Структура корней.

Корни кажутся неизменными, без внутреннего изменения корневых гласных, как в индоевропейских языках, в частности похожем на черное наречие турецком. В отличие от кхуздула и семитских языков. Если принять, что корни слов черного наречия состоят, как и кхуздульские, из радикалов, то можно отметить наличие корней из четырех согласных (krimp), хотя встречаются похожие на кхуздульские шаблоны.

В частности: 1а23 (nazg, tark), похоже на кхуздульские слова (tharb в Uruktharbûn, bark, Thark в Tharkûn, Shark в Sharkûn, shath в Bundushathûr?),

1u23 (durb в durbatulûk, burz в Burzum и Lugburz), похоже на кхуздульские слова (khuzd, rukhs, Bund в Bundushathûr, Gund в Gundabad),

1i23 (gimb в gimbatul, fimb в Golfimbul), похоже на кхуздульские слова (khizd в Nulukkhizdîn),

u1u2 (uruk), похоже на кхуздульские слова (Udush в Udushinbar, Uruk в Uruktharbûn).

1u2 (gûl в nazgûl, gûlfimbul, lug в Lugburz, Dush в Dush-goi), похоже на кхуздульские слова (dush в Buzundush, Bundushathûr, dûm в Khazaddûm), а1 (agh, ash), похоже на кхуздульские слова (Az в Azaghâl, Az в Azan).  

Но есть шаблоны в кхуздуле не встречающиеся и даже противоречащие его фонетике. Например, в черном наречии очень часто встречается скопление двух согласных вначале слова (thrakatulûk, krimpatul, glob, skai, snaga), что, как сказано в SD, кхуздулу не соответствует. Также есть шаблоны:

1о2 (Golfimbul, goi в Dush-goi),

о1о2 (Olog-hai, Oghor-hai),

12о3 (glob),

12а3 (thrak в thrakatulûk, skai),

12а3а (snaga),

12i34 (krimp в krimpatul),

1а2 (hai в Olog-hai, bag в bagronk, Gorbag),

1о23 (ronk в bagronk)  

4. Грамматика

Материалов по черному наречию еще меньше чем по кхуздулу, хотя есть целых два предложения с глагольными формами. Из всего имеющегося у нас лексикона можно выделить некоторые имеющиеся в черном наречии суффиксы, возможно сходные с кхуздулом:

- аt (thrakatulûk, krimpatul, durbatulûk, gimbatul) – возможно, признак неопределенного или будущего времени глагола,

- ul (thrakatulûk, krimpatul, durbatulûk, gimbatul, Golfimbul, nazgûl) – возможно, суффикс прилагательного или причастия или генетивной зависимости (thrakatulûk - приносящее, krimpatul - соединяющее, durbatulûk - правящее, gimbatul - находящее, Golfimbul – могучий гоблин, как по скандинавскому значению fimbul, nazgûl – первичное значение «окольцованный» или «(раб) кольца»), как и в кхуздуле (Azanûl, Khuzdûl, Mazarbul, Fundinul), - uk (thrakatulûk, durbatulûk, Uglûk, видоизмененное в Sharkû) – возможно, суффикс имеет собирательное значение (их всех), этот суффикс возможен в кхуздуле (Nulukkhizdîn, возможно baruk),

- um (Burzum) – возможно, имеет то же значение, что и –un в кхуздуле (Buzundush, Ibun, Nargûn, Nulukhizidûn, Tharkûn, Tumunzahar, Uruktharbûn, Sharkûn), определенного артикля или суффикса, определяющего свойства человека или места, персонифицирующего. Или он связан с подобным суффиксом валарина (mâchanumâz, delgûmâ)- суффикса множественного числа. Или это просто мимация, как в семитских языках, когда надо чтобы слово не оканчивалось на гласную. Также возможен именно такой суффикс -um в ранних орочьих и кхуздульских именах и названиях (Gollum – орочий, Khazaddum - кхуздул),

- Ishi (Burzum-ishi), послелог вероятно принимающий предложное или падежное значение «в, где» или «для». Возможно, является аналогом таких же частиц в кхуздуле (Iglishmêk) и валарине (amanaišal, igwiš в Dâhan-igwiš-telgûn). Хельге Февскангером предложена аналогия с квенийским –ssë.

Также возможны суффиксы –ûn и –ur (из орочьих имен Zaglûn, Mauhur), которые сходны с такими суффиксами –ûn в кхуздуле (Buzundush, Ibun, Nargûn, Nulukhizidûn, Tharkûn, Tumunzahar, Uruktharbûn, Sharkûn), адунаике (Arûn) и валарине (Aþâraphelûn, telgûn), и –ur в валарине (в rušur от uruš). И в кхуздульском Bundushathûr?

Союз «u» ('Uglûk u bagronk') в значении «в, к, на, куда» (Углука – в выгребную яму), похож на союз-инфикс –u- в кхуздульском сложном слове Bund-u-shathûr (голова в облаках). Но возможно это просто самостоятельное выражение суффикса родительного или косвенного падежа –u в кхуздуле и адунаике (Khazaddûmu)

- Hai (uruk-hai), суффикс собирательного множественного числа, обозначающего народ. Возможно, аналог подобных суффиксов множественного числа –аi в ваньяринском квенья (kiryai - корабли), и адунаике (adunaim).

- Goi (Dush-goi), возможно, аналог –hai в названии города. Но вероятно этот послелог связан с нолдоринским словообразовательным суффиксам –og или падежным суффиксом go- или кхуздульским обозначением места –oi (ai-oi, здесь). Также это может быть родственно суффиксам –оg в Azog и –ug в Golug. - Og, -ug (в Azog и Golug), возможно –аg (в Gorbag, snaga) - вероятные словообразовательные суффиксы, возможно связанные с нолдоринским словообразовательным суффиксам –og.

Возможно, также есть суффикс –ub, –ab или просто –b (Или –ob в glob) в durbatulûk, поскольку очень похоже на подобный корень в эльфийских языках Tur, Dur. Подобный суффикс возможен и в кхуздуле (aglâb, Gundabad, Mazarbul, Sharbhund, Uzbad).

А. Немировским предложено, что в черном наречии есть несколько падежей, которые характеризуются показателями-послелогами (Burzum-ishi «во Тьму», Saruman-glob «о Сарумане»).

Следует отметить, что в черном наречии, как и в кхуздуле, в словах присутствует только одна долгая гласная (в отличие от адунаика и валарина), что возможно подразумевает диссимиляцию гласных. Находится долгая гласная обычно в последнем слоге слова - Uglúk, durbatulûk, thrakatulûk, Sharkû, Lugbûrz, nazgûl, gûl, ghâsh, кроме búbhosh. Что также есть в кхуздуле – в последнем закрытом слоге Khazâd, Azaghâl, Tharkûn, Iglishmêk, Nargûn, Nulukhizidûn, Nulukkhizdîn, Bundushathûr, Uruktharbûn, Sharkûn, Khazaddûmu, Kibil-nâla кроме Kheled-zâram. Долгая гласная в конце слова как в sharkû не характерна для кхуздула, но характерна для квенья и валарина.

Сложных составных слов в черном наречии в большом количестве не наблюдается, в отличие от кхуздула, валарина и адунаика, и все они составлены из двух односложных слов bagronk, pushdug, búbhosh, Lugbûrz  

5. Заимствованные и родственные слова в черном наречии:

Durbatulûk (владеть ими всеми) похоже на подобный корень в эльфийских языках Tur, Dur (владеть, король), праэльфийский корень TUR- power, control, mastery, victory. *tūrē mastery, victory: Q tûre; N tûr.

Dush-goi (город Тьмы или город Теней?, Минас Моргул), похоже на кхуздульское слово Dush (темный, теневой?) в Buzundush и Udushinbar, также на валаринское Duš в Dušamanûðân (Омраченная, Затемненная Арда) с тем же значением. Или из праэльфийского DO?, DÔ ló night, a night, синдаринское dû* n. nightfall, late evening, night, dimness ◇ Ety/354, S/430, VT/45:9, dûr* pl. duir* [dˈujr] adj. dark, sombre ◇ Ety/354, S/430, UT/434. Возможно внешнее заимствование из Гой (др.иврит) «народ».

Bagronk (вонючая яма, выгребная яма), возможно, bag в значении «яма» родственно роханскому bagu в cugbagu «обитатель нор», откуда выведена ранняя форма самоназвания хоббитов в вестроне cubuc (cubug). Правда, Bagronk – это искаженное черное наречие и слово Bag (яма, нора) могло быть напрямую заимствовано из вестрона.

Burzum (темный, Тьма) похоже на кхуздульские слова Baraz (красный) и Buzun (темный) в Buzundush,

Ghâsh (огонь) похоже на валаринский корень uruš (огонь) при изменении r в Gh в ЧН.  

Golfimbul (позднее Gulfimbul) – имя вождя орков, сходно с ранним именем Трора в «Хоббите» Fimbulfambi, Fimbul (др.норвежск.) большой, могучий.Позднее Толкин исправил его на Gulfimbul, возможно, связанное с gûl.

Sharkû (старик) – похоже на кхуздульское Sharkûn вероятно того же значения. И на zara (старый) в вестроне (ранние формы Shur, Zar, Zura, Assar в Shuran-kaphir, Zarkaphir, Zuragamba, Assargamba «старый козел» или «старый самец»).

Glob – быть может аналог или пародия вероятного кхуздульского корня G-L в Iglishmêk и Aglâb или его валаринского предка.

Lugburz – Lug похоже на праэльфийский корень LUK- magic, enchantment, ÛLUG- T ulga, Ilk. olg hideous, horrible; *ulgundō monster, deformed and hideous creature: Q ulundo; T ulgundo, Ilk. ulgund, ulgon, ulion; N ulund, ulun. Also ÛLGU.

Nazgûl: nazg (кольцо)- возможно, произошло от валаринского naškad (круг, кольцо) в Mâchananaškad (Круг Судьбы). Gûl «темные колдовство» - образованное от праэльфийского корня ÑGOL- wise, wisdom, be wise. Q ñolwe wisdom, secret lore; ñóle wisdom goll (*ngolda) wise; gollor magician; gûl magic. Dor. ngol, gôl wise, magical; (n)golo magic, lore; durgul, mor(n)gul sorcery..

Uglûk – возможно использована другая форма gûl или аналог вероятного кхуздульского корня G-L в Iglishmêk и Aglâb. Или связано с праэльфийским корнем LUK- magic, enchantment.

Uruk-hai – возможно заимствовано или аналог слов адунаика Rukh (крик), uruk "goblin, orc", кхуздульского Uruk в Uruktharbûn, праэльфийского корня RUK- demon. Q rauko demon, malarauko (*ngwalaraukō, cf. ÑGWAL) ; N rhaug, Balrog.

Azog и Zaglûn (воин?) орочьи имена – аналог кхуздульского Azaghâl (король-воин?), слов адунаика zagar (меч), azaggara (вел войну), azgarâ (вести войну). Или связан с валаринским –Az (mâchanâz, mâchanumâz, Tulukhastâz) и является аналогом Az-, uz- в кхуздуле (Azaghâl, uzbad), праэльфийского корня и корня ?IR (один) в адунаике, с применением аналога нолдоринского словообразовательного суффикса -оg

Bolg (?) – аналог слова Bolg (выступ) из вестрона?

Golug (эльфы, нолдор) – возможно произошло от эльфийского самоназвания нолдор Ngolodh, праэльфийский корень ÑGOL- wise, wisdom, be wise. Q ñolwe wisdom, secret lore; ñóle wisdom; ñóla wise, learned, ÑGOLOD- one of the wise folk, Gnome. Q ñoldo; ON ngolodo, N golodh

Agh «и» - возможно аналог инфикса –а- (и) в кхуздульском Gundabad  

Ash «один» - возможно, произошло от валаринского –Az (mâchanâz, mâchanumâz, Tulukhastâz) при переходе z в sh и является аналогом Az-, uz- в кхуздуле (Azaghâl, uzbad), праэльфийского корня ?AR - ?ar «иметь, держать», и связанное gar, и корня ?IR (один) в адунаике.  

Категория: Научные | Добавил: Naugperedhel (14.11.2010) | Автор: Гном-полуэльф (Naugperedhel)
Просмотров: 3585 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]