Гном-Полуэльф (Александр Базаров)
Были ли темнокожие, чернокожие (негроиды) или узкоглазые (монголоиды) эльфы, гномы, хоббиты в Арде, в текстах профессора Толкина, могли ли они там быть?
В свете тьмы нашумевшего сериала «Кольца Маразма» от амазонии среди толкинистов, как отечественных, так и западных, возникли горячие споры на тему того, были ли в мире Арды темнокожие, чернокожие (негроиды) и узкоглазые (монголоиды) эльфы, гномы и хоббиты, согласно текстам Профессора Толкина. Так как в сериале «Кольца Кринжа» из-за навязанной повестки мультикультурализма массово в роли эльфов, хоббитов и гномов играют темнокожие, чернокожие актеры (негроиды), а некоторых хоббитов, гномов и эльфов играют и монголоиды. Соответствует ли это текстам Профессора Толкина? Может ли хоть как-то быть применимым к расам Арды? Попробуем беспристрастно разобраться – что и как было в мире Арды согласно текстам Профессора.
В качестве дисклеймера отмечу – я не защищаю сериал «Кольца Бреда» от амазонок, и я не являюсь его поклонником. Но не из-за цвета кожи актеров, а из-за наваленных в сценарии сериала бредятины, отсебятины и множества противоречий текстам Толкина, миру Арды, описанному Профессором. В результате один из самих дорогих сериалов в истории ТВ выглядит как дешевая бредятина уровня сельского театра, с актерами в обносках, даже не пытающимися играть, со сценарием, написанным бездарными идиотами-сценаристами, никогда не читавшими не только «Сильмариллион», но даже «Властелина колец» и «Хоббита», не говоря уже об «Истории Средиземья». Просто попрание и извращение мира Арды Профессора Толкина идиотами ради самовыражения и закоса бабла.
Я просто хочу сам разобраться – могли ли быть темнокожими и узкоглазыми эльфы, гномы и хоббиты Арды согласно текстам Толкина.
А) Итак, могли ли быть темнокожие и чернокожие (негроиды) представители нечеловеческих рас Арды?
1. Относительно темнокожих и чернокожих (негроидов) эльфов в мире Арды.
Доводы в пользу их наличия в мире Арды:
1)Во-первых, в черновиках Толкина эльф Маэглин неоднократно назван смуглым, “swart”.
Во втором томе Утраченных сказаний («Падение Гондолина») из «Истории Средиземья»:
Less fair was he than most of this goodly folk, swart and of none too kindly mood, so that he won small love, and whispers there were that he had Orc's blood in his veins.
«Он был менее красивый / светлый, чем большинство из этого доброго народа, смуглый / темный и не слишком добродушен, так что не снискал большой любви, и ходили слухи, что в его жилах течет кровь орков».
В четвертом томе «Истории Средиземья» (с.141): He was swart but comely = «Он был смуглый / темный, но привлекательный».
Так как его мать названа «Белая Леди», то если у неё родился темный ребенок, мулат, то его отец, её муж, Эол, Темный эльф, скорее всего, был еще более темнокожим чем Маэглин.
2)Эол многократно назван Темным эльфом (Dark Elf), он был из народа Тингола-Тинвелинта (см. 11-й том «Истории Средиземья», с. 320), т.е. из синдар в поздней концепции (Тингол тоже неоднократно назван темным эльфом), причем как в ранних черновиках, где была концепция Темных эльфов Средиземья (эльфов Тьмы Средиземья, не покидавших Средиземье, не видевших Древ Валинора, т.е. позднее названых синдар, нандор, авари – мориквенди), так и в поздних, где синдар – названы уже Серыми эльфами (см. 11-й том «Истории Средиземья», с. 47).
3)В Балладе о Гибели Гондолина Эол назван просто «темный Эол» (‘dark Eöl’, см. см. 11-й том «Истории Средиземья», с. 320), темный эльф (Eöl the dark Elf – dark со строчной буквы, не как название народа, а вероятно как характеристика самого Эола ).
4)Эол назвал Маэглина именем Glindûr [ > Maeglin] – названием изобретенного им темного металла / блестящего сплава черного цвета, потому что Маэглин похож на этот металл, такой же темный. Возможно, как намек, что Маэглин был темнокожим, похожим цветом кожи на металл.
«Glindûr [ > Maeglin]; for that was the name of the metal of Ëol, which he himself devised, and it was dark, supple, and yet strong; and even so was his son» (см. 11-й том «Истории Средиземья», с. 48).
«Глиндур [> Маэглин], ибо так назывался металл Эола, который он сам изобрел, и был он темным, гибким и в то же время крепким; таким же был и его сын».
Glindûr = Dark Glance «черный блеск» = glîn(n) “gleam, glint” = “сияние, отблеск” + dûr “dark (with evil implications), gloomy, hellish” = “темный (со злым подтекстом), мрачный, адский”.
В черновиках варианты имени были Morlîn, Morleg с элементом morn “black, dark; night” = «черный, темный, ночь».
В качестве косвенных, непрямых доводов в пользу наличия в Арде темнокожих эльфов можно отметить следующее:
1)Другое имя Маэглина, Ломион (см. 11-й том «Истории Средиземья», с. 337), Lómion = “Son of Twilight” «Сын сумерек, ночи» (lómë = “night, dimness, twilight, dusk, darkness” = «ночь, полумрак, сумерки, сумеречная мгла» + -ion = “-son, masculine patronymic” = «сын», суффикс отчеств мужского рода) тоже может намекать на темнокожесть его отца, Эола.
2)По одной из версий происхождения орков – они были потомками порабощенных Мелькором эльфов. Орки являлись потомками авари, тех эльфов, "которые попали в лапы Мелькора, были ввергнуты им в узилище и там постепенно при помощи жестоких и злых чар искажены и порабощены" (см. 10-й том «Истории Средиземья», с.109, 123). Были чернокожие, темнокожие орки и они могли быть потомками темнокожих эльфов, порабощенных авари.
Кожа орков Белерианда, вероятно, была темного оттенка, темнее нежели у эльфов и людей, "гоблинов лица смуглы / темны" (см. 3-й том «Истории Средиземья», с. 225, «goblin-faces swart»), воинам Финрода пришлось натереть темной краской кисти рук и лица, чтобы сойти за орков (там же, с.226 - They smeared their hands and faces fair with pigment dark).
Упомянуты черные уруки – орки из Мордора и Туманных гор (см. Приложения к «Властелину колец»).
Когда синдар впервые встретили в Белерианде орков, они считали, что это авари, одичавшие в глуши (см. Сильмариллион, гл. 10, 11-й том «Истории Средиземья», с.12).
3)Авари – были из отказавшихся уходить в Поход на Запад квенди родов Морвэ и Нурвэ (см. 10-й том «Истории Средиземья», с.88). Morwë – может иметь корни MOR = black , Dark = «черный, темный» + WEG = (manly) vigour, manhood, man = “(мужская) мощь, мужественность, муж” в виде второго компонента в сложных словах, часто встречается в мужских именах, принимая форму –we. Отсюда имя Морвэ вполне можно перевести как «Черный / Тёмный муж». Это имя эльфа тех времен можно толковать именно как «Темный / Черный муж», так как все эльфы тогда были в равных условиях, поздние толкования выражения «Темный эльф» в те времена неприменимы, эльфы тогда все были «темными», не знавшими света Древ, еще не были порабощены Морготом и имя «Темный муж» могли дать именно за цвет кожи.
Хотя как контраргумент, возможно, Морвэ был просто мрачным и имя означало «Мрачный муж». Или мог быть черноволосым и темноглазым, одеваться во все черное и потому заслужить такое прозвище. Как Морвен (Mor «черная, темная» + wen «дева» = «Черная, Темная дева»), что темнокожей не была.
4)Толкин создавал свой мир на основе скандинавской мифологии и, согласно эссе Тома Шиппи («Светлые эльфы, Темные эльфы и другие» = «Light-elves, Dark-elves, and Others» в альманахе «Толкиновские исследования» / «Tolkien studies» №1, с. 3-14) термины Светлые эльфы, Темные эльфы Толкина напоминают термины из скандинавской мифологии, скандинавских саг из Старшей Эдды, где фигурируют как Светлые альвы, так и Темные, Черные альвы, что «чернее земли» (döckálfar eru svartari en bik), что также часто перепутаны с двергами-гномами. Темные эльфы Арды могли быть аллюзией на Темных альвов и быть темнокожими.
5)При проживании в восточных и южных регионах Арды с палящим солнцем, в коже эльфов мог выработаться эволюционно меланин для защиты от палящих лучей, ультрафиолета, предотвращения рака кожи, как вырабатывается у многих людей живущих в тропиках, на жарком Юге. Многие испанцы, португальцы, итальянцы, греки, хотя и европеоиды – стали смуглыми, эволюционно.
Доводы против наличия в Арде темнокожих эльфов:
1)Распространенный аргумент:
Приложения к ВК: «Elves has been used to translate both Quendi, ‘the speakers', the High-elven name of all their kind, and Eldar, the name of the Three Kindreds that sought for the Undying Realm and came there at the beginning of Days (save the Sindar only) … They were a race high and beautiful, the older Children of the world, and among them the Eldar were as kings, who now are gone; the People of the Great Journey, the People of the Stars. They were tall, fair of skin and grey-eyed, though their locks were dark, save in the golden house of Finarfin»
«Слово "эльфы" используется для перевода как слова «квенди», "говорящие", названия всего их рода на высоком эльфийском наречии, так и «эльдар», названия трех родов, которые стремились в Бессмертное царство и пришли туда в начале Времен (за исключением только синдар). … Они были высокой и прекрасной расой, старшие Дети мира, и среди них эльдар были королями, которых теперь уж нет; Народ Великого путешествия, Народ Звезд. Они были высокими, светлокожими и сероглазыми, хотя их волосы были темными, за исключением золотого дома Финарфина»
Однако, в черновике приложения фраза относилась к нолдор (как отмечает Кр.Толкин в 1 томе «Истории Средиземья» (с. 44) и 12-м томе (с. 77):
For the Noldor belonged to a race high and beautiful, the elder Children of the world, who now are gone. Tall they were, fair-skinned and grey-eyed, and their locks were dark, save in the golden house of Finrod.
«нолдор принадлежали к расе высоких и красивых, старших детей древнего мира, которых ныне нет. Они были высокими, светлокожими и сероглазыми, а их волосы были темными, за исключением золотого дома Финрода».
Фраза о «светлокожести» относится явно не ко всем эльфам, а к эльдар или конкретно к нолдор, т.к. не упомянуты светловолосые ваньяр.
2)Термин «темные эльфы» у Толкина относился к эльфам, не покидавшим Средиземье, жившим во Тьме, не видавшим света Древ, а также к эльфам, порабощенным Мелькором.
В 11-м томе «Истории Средиземья» , с.320:
Dark Elf, a term then applied to any Elves who had not been willing to leave Middle-earth - and were then (before the history and geography had been organized) imagined as wandering about, and often ill-disposed towards the ‘Light-Elves'.
But it was also sometimes applied to Elves captured by Morgoth and enslaved and then released to do mischief among the Elves. I think this latter idea should be taken up. It would explain much about Eöl and his smithcraft.
«Темный эльф - термин, который тогда применялся к любым эльфам, не желавшим покидать Средиземье, и которые тогда (до того, как были организованы история и география) считались странствующими и часто недоброжелательными по отношению к "светлым эльфам".
Но иногда это также применялось к эльфам, захваченным Морготом и обращенным в рабство, а затем отпущенным на волю, чтобы сеять зло среди эльфов. Это многое объяснило бы об Эоле и его кузнечном ремесле».
Однако, как контраргумент - если бы Эол был просто темный эльф из темных эльфов-синдар, странно одному из темных эльфов-синдар, живущему в землях темных эльфов-синдар с толпой других темных эльфов-синдар, называться просто синда-темный эльф (неподалеку таких же полно). Возможно, его прозвище Темный эльф значило, что он был самый темный Темный эльф, темный в квадрате, в двух смыслах.
Однако, Темным эльфом Эола могли прозвать как эльфа Тьмы, как жертву порабощения Морготом.
3)Темнокожие орки могли стать темнокожими от колдовства Мелькора и Саурона.
4)Также Толкин неоднократно менял взгляды на происхождение орков. По одной из версий первыми орками могли быть совращенные майяр в виде орков. "Мелькор привлек на свою сторону множество духов - великих, как Саурон, и меньших, таких, как балроги. Самые слабые из них могли бы быть первобытными орками (более мощными и ужасными)" (В 10-м томе «Истории Средиземья» , с.410). По другой версии, орки могли быть получены из людей.
5)Позже Маэглин описан белокожим, в опубликованном Сильмариллионе, в главе о Маэглине сказано: he resembled in face and form rather his kindred of the Noldor ... his skin was white = «лицом и фигурой он скорее напоминал своих сородичей из нолдор ... его кожа была белой».
Однако среди опубликованных черновиков Сильмариллиона в «Истории Средиземья» не найден подобный отрывок и неясен источник этой фразы. Возможно, это основано на одном из поздних неопубликованных черновиков, но также это могло быть описание своими словами от составителей Сильмариллиона.
6)Смуглость также могла быть описанием загара, как у южных европейцев.
2. Относительно темнокожих и чернокожих (негроидов) гномов в мире Арды.
Доводы в пользу их наличия в мире Арды:
В прозаическом тексте «Сетование гнома Мима» (the Complaint of Mîm the Dwarf), использована фраза «в моей коричневой руке» (on my brown hand, другие возможные варианты перевода – «смуглой, загорелой руке», см. Собрание поэзии Толкина, Collected Poems of J.R.R. Tolkien, стих № 185) в прямой речи гнома Мима о себе. Вероятно, это означает темную, коричневую кожу гнома Мима. Гном Мим был из Малых гномов, изгнанников из других кланов гномов (см. 11-й том «Истории Средиземья», с. 388, «Природа Средиземья», с. 304-305), в том числе восточных.
В качестве косвенных, непрямых доводов в пользу наличия темнокожих гномов в мире Арды:
1)Двое из семи кланов гномов, кланы, жившие восточнее и южнее Туманных гор, названы Жесткобородами и Черновласами (Stiff-beards, Blacklocks). Возможно, это намек на жесткость щетины бород и радикально черный цвет волос на голове у восточных и южных народов Земли. И эти гномы могли быть похожи на смуглых, темнокожих людей востока и юга, в том числе цветом кожи.
2)Вала Ауле, создавая гномов по образу и подобию людей Арды в видении, показанном Эру в Хоре айнур, мог создать их в том же расовом разнообразии, то есть и желтокожих, и темнокожих, и чернокожих. Ауле мог создать темнокожего или чернокожего гнома (возможно, по типу дравида или негроида), в числе гномов-прародителей по подобию явленного ему Единым образа Эрухини, Детей Эру, людей и эльфов. Среди людей есть темнокожие и чернокожие, дравиды, негроиды и др. Темнокожие и чернокожие могли быть, по моему мнению, и среди эльфов.
3)При проживании в восточных и южных регионах Арды с палящим солнцем, в коже гномов мог выработаться эволюционно меланин для защиты от палящих лучей, ультрафиолета, предотвращения рака кожи, как вырабатывается у многих людей живущих в тропиках, на жарком Юге. Многие испанцы, итальянцы, греки, европеоиды – стали смуглыми, эволюционно.
4)Толкин создавал свой мир на основе скандинавской мифологии и, согласно эссе Тома Шиппи («Светлые эльфы, Темные эльфы и другие» (Light-elves, Dark-elves, and Others) в альманахе «Толиновские исследования» / «Толкин стадиз» №1, с. 3-14) есть в скандинавской мифологии, скандинавских сагах из Старшей Эдды, как Светлые альвы, так и Темные, Черные альвы, что «чернее земли», что также часто путаются с двергами-гномами. Некоторые гномы Арды могли быть аллюзией на Темных альвов и быть темнокожими, и даже чернокожими.
Доводы против:
1)В стихотворении «Клад», по словам Толкина описывающем историю сокровища гнома Мима, описана желтая кожа на голове гнома (the skin was yellow on his old skull, см. Собрание поэзии Толкина, стих № 69). Концепция Толкина о цвете кожи гнома Мима могла меняться.
Но стих «Клад» - это людская, нуменорская интерпретация событий Сильмариллиона, сильно искаженная.
2)Параллельные варианты перевода brown = «смуглый, загорелый». «Коричневая рука» могла быть описанием загара, или смуглости, как у южных европейцев. Или старческой пигментации кожи.
3)Гномы – жители пещер, подземелий и солнечного света получают мало, зачем им меланин в темной коже для защиты от палящего солнца? Это частый аргумент против наличия темной кожи у гномов.
(Контраргумент – не все гномы могли жить в подземельях. Кто-то торговал, ездил по гномьим трактам. Кто-то занимался сельским хозяйством, впрягаясь в плуг, при необходимости (согласно «Природе Средиземья»), кто-то мог жить в невысоких холмах (как Торин Дубощит с отцом жили в холмах Дунленда) и иметь солнечное освещение в помещении. Да и в Кхазаддуме, согласно Песне о Дурине, было налажено солнечное освещение (видимо, с помощью зеркал и ламп из кристаллов, что показано в сериале). Так что дозу солнечного света многие гномы могли получать, и часто, каждый день.)
3. Относительно темнокожих и чернокожих (негроидов) хоббитов в мире Арды.
Доводы «за»:
1)Пролог к «Властелину колец»: The Harfoots were browner of skin = «Мохноноги были более коричневыми по цвету кожи».
The Fallohides were fairer of skin = «Светлошкурые были более светлыми, по цвету кожи».
Fallohides = fallow ("pale, yellowish" = «желто-коричневый, желтоватый») + hide «шкура».
2)Руки хоббита Сэмвайза неоднократно описаны коричневыми / смуглыми во «Властелине колец» (his faithful brown hobbit-hand = «его верная коричневая / смуглая хоббичья рука» – «Возвращение короля», кн.6, гл. 1; Sam's brown hands = «коричневые / смуглые руки Сэма», «Две твердыни», кн.4 гл.8; his brown hand = «его коричневая / смуглая рука», 9-й том «Истории Средиземья», с. 125).
3)В черновиках «Властелина колец» персонаж Бинго, хоббит, описан как коричневолицый / смуглолицый / загорелый (brown-faced hobbit, см. 6-й том «Истории Средиземья», с. 137).
4)При проживании в восточных и южных регионах Арды с палящим солнцем, в коже хоббитов мог выработаться эволюционно меланин для защиты от палящих лучей, ультрафиолета, предотвращения рака кожи, как вырабатывается у многих людей живущих в тропиках, на жарком Юге. Многие испанцы, итальянцы, греки, европеоиды – стали смуглыми, эволюционно.
Доводы против:
Параллельные варианты перевода brown = «смуглый, загорелый». «Коричневая кожа» могла быть описанием загара, или смуглости, как у южных европейцев.
Однако, загар – дело индивидуальное, а в описании этноса это уже относится к цвету кожи в фенотипе.
Б) могли ли быть узкоглазыми монголоидами представители рас эльфов, гномов и хоббитов в мире Арды?
1) Могли ли быть узкоглазыми монголоидами некоторые представители расы эльфов?
Доводы в пользу этого:
По одной из версий происхождения орков – они были потомками порабощенных Мелькором эльфов. Орки являлись потомками авари, тех эльфов, "которые попали в лапы Мелькора, были ввергнуты им в узилище и там постепенно при помощи жестоких и злых чар искажены и порабощены" (см. 10-й том «Истории Средиземья», с.109, 123).
Когда синдар впервые встретили в Белерианде орков, они считали, что это авари, одичавшие в глуши (см. Сильмариллион, гл. 10, 11-й том «Истории Средиземья», с.12). Толкин писал об орках:
(The Orcs ... They are (or were) squat, broad, flat-nosed, sallow-skinned, with wide mouths and slant eyes: in fact degraded and repulsive versions of the (to Europeans) least lovely Mongol-types). (Письма Толкина, письмо №210)
«Они являются (или являлись) приземистыми, широкими, плосконосыми, с желтоватой кожей, широкими ртами и раскосыми глазами: по сути, это деградировавшие и отталкивающие версии наименее привлекательных (для европейцев) монголоидных типажей».
Узкоглазые орки-монголоиды могли быть потомками узкоглазых эльфов-монголоидов, возможно, авари.
Доводы против:
1) Никаких прямых и точных упоминаний узкоглазых эльфов нет в текстах Толкина.
2)Узкоглазые орки могли стать узкоглазыми от колдовства Мелькора и Саурона.
3)Также Толкин неоднократно менял взгляды на происхождение орков. По одной из версий первыми орками могли быть совращенные майяр в виде орков. "Мелькор привлек на свою сторону множество духов - великих, как Саурон, и меньших, таких, как балроги. Самые слабые из них могли бы быть первобытными орками (более мощными и ужасными)" (см. выше). По другой версии, орки могли быть получены из людей.
2) Могли ли быть узкоглазыми монголоидами некоторые представители расы гномов?
Доводы «за» их наличие:
Никаких точных упоминаний узкоглазых гномов нет в текстах Толкина. Прямых доводов в пользу их наличия в мире Арды нет, только умозрительные косвенные:
В качестве косвенных, непрямых доводов в пользу наличия узкоглазых (монголоидов) гномов в мире Арды:
1)В стихотворении «Клад», по словам Толкина описывающем историю сокровища гнома Мима, описана желтая кожа на голове гнома (the skin was yellow on his old skull, см. Собрание поэзии Толкина, стих № 69). Это может быть намеком на принадлежность Мима к желтокожей монголоидной расе. Гном Мим был из Малых гномов, изгнанников из других кланов гномов (см. 11-й том «Истории Средиземья», с. 388, «Природа Средиземья», с. 304-305), в том числе восточных.
2)Двое из семи кланов гномов, кланы, жившие восточнее и южнее Туманных гор, названы Жесткобородами и Черновласами. Возможно, это намек на жесткость щетины бород и радикально черный цвет волос на голове у восточных и южных народов Земли. И эти гномы могли быть похожи на людей востока и юга, в том числе разрезом глаз.
3)Вала Ауле, создавая гномов по образу и подобию людей Арды в видении, показанном Эру в Хоре айнур, мог создать их в том же расовом разнообразии, то есть и монголоидов, с раскосыми глазами.
Доводы против:
1)Никаких точных упоминаний узкоглазых гномов нет в текстах Толкина. Приведенные доводы «за» - лишь гипотетические, умозрительные.
2)Желтая кожа может быть загаром, старческим потемнением кожи.
3)В прозаическом тексте «Сетования гнома Мима», использована фраза «в моей коричневой / смуглой руке» (on my brown hand, см. Собрание поэзии Толкина, Collected Poems of J.R.R. Tolkien, стих № 185) в прямой речи гнома Мима о себе.
Концепция Толкина о цвете кожи гнома Мима могла меняться.
3) Могли ли быть узкоглазыми монголоидами некоторые представители расы хоббитов?
Доводы «за» их наличие:
Прямых доводов в пользу их наличия в мире Арды нет. Да даже косвенные тяжело придумать.
Можно, конечно, сказать, что Толкин описал только три из племен хоббитов – Светлошкуров, Мохноногов и Крепышей (Fallohides, Harfoots, Stoors). Упомянуты и другие хоббиты, в текстах написано, что жили некие «дикие» хоббиты в пустошах Эриадора и в Темнолесье, в западной и восточной части леса (см. 12-й том «Истории Средиземья», с.10). Возможно, это могли быть и другие племена хоббитов, и там могли быть и некие узкоглазые хоббиты-монголоиды.
Но это наподобие штанов Саурона – могли быть, могли не быть. Нигде в тексте не написано, что у Саурона были штаны, так что точно не известно, носил ли он штаны. Вполне возможно, что он бегал по Средиземью без штанов и поэтому вселял ужас. Хотя более вероятно, что штаны Саурон, скорее всего, носил.
Возможно также наличие неких единичных узкоглазых хоббитов от, например, редких браков с узкоглазыми людьми Востока (или жертвы изнасилований лихими людьми), или случайные генетические мутации.
Доводы против:
Никаких прямых и точных упоминаний узкоглазых хоббитов нет в текстах Толкина. И даже косвенных доводов в пользу их наличия придумать тяжело.
Редкие единичные личности могли быть от, например, редких браков с узкоглазыми людьми Востока (или жертвы изнасилований лихими людьми), или случайные генетические мутации, но они не могли внести заметный вклад в этнос, должны были в нем раствориться.
Предположение о наличие других, узкоглазых племен хоббитов, помимо описанных Толкином Светлошкуров, Мохноногов и Крепышей, что могли жить, например, в Эриадоре – умозрительное и не имеет веских оснований, это наподобие «штанов Саурона» – они могли быть в наличии, могли не быть, не описаны в текстах вообще. И с таким же основанием мы точно так же можем предположить наличие в Средиземье голубых синих хоббитов (алкашей смурфиков) , да хоть летающих хоббитов с крылышками.
Выводы.
Итак, что можно сказать в заключении, какие выводы можно сделать о наличии / отсутствии темнокожих, чернокожих, узкоглазых эльфов, гномов, хоббитов в Арде, в текстах Толкина.
Я лично считаю, что точно можно говорить о наличии смуглых, темнокожих хоббитов и гномов, с коричневым цветом кожи, но не с черным. На основании приведенных выше цитат Толкина. У хоббитов мохноногов более темная кожа, у крепышей-стуров – менее темная.
У гномов – темная кожа могла быть у гномов восточных родов (как показано в сериале). Диса могла быть из восточного рода или потомком брака с гномом восточного рода.
Также я лично считаю, на основе приведенных цитат Толкина, что Толкин допускал наличие эльфов с темным цветом кожи. Значит, можем так же допустить и мы возможность существования эльфов с темным цветом кожи, как минимум смуглых, но возможно и очень темнокожих, даже чернокожих, как темные альвы скандинавских легенд. Среди авари, очень редко среди лесных нандор и синдар, что могли соседствовать с авари и изредка смешиваться с ними. Поскольку даже среди синдар судачили об темнокожих Эоле и Маэглине, значит, такие темнокожие эльфы были для них в диковинку, редки. Но вряд ли темнокожие эльфы были среди нолдор, как показано в сериале. Афрондир еще, как лесной эльф, мог бы быть темнокожим.
Негроидные черты лица описаны у орков, что могут быть потомками эльфов-авари и были похожи на них, согласно текстам Толкина. Так что, возможно, у темнокожих авари и изредка у темнокожих синдар и нандор такие черты лица могли быть.
Относительно негроидных черт лица гномов и хоббитов спорно – были ли они, подтверждений в текстах Толкина нет, но черты лица могли идти в комплекте с темным цветом кожи.
Относительно узкоглазых эльфов, гномов и хоббитов (монголоидов) – нет точных свидетельств о них в текстах Толкина.
Однако я лично считаю, раз происхождение орков от порабощенных эльфов было основной идеей Толкина, то и узкоглазость орков-монголоидов могла произойти от неких порабощенных эльфов-монголоидов (авари). И могли быть узкоглазые эльфы, но опять же в основном среди авари, очень редко среди лесных нандор и синдар, что могли соседствовать с авари и изредка смешиваться с ними. Но вряд ли среди нолдор.
Также я лично считаю, что в наличии узкоглазых гномов из восточных родов (показанных в сериале) тоже может не быть ничего страшного. Такие гномы могли быть теоретически, в восточных родах. Ауле мог создать гнома-монголоида, в числе гномов-прародителей по подобию явленного ему Единым образа Эрухини, Детей Эру, людей и эльфов. Среди людей есть монголоиды. Монголоиды могли быть, по моему мнению, и среди эльфов. Однако никаких точных сведений об гномах-монголоидах в текстах нет.
А вот узкоглазым хоббитам-монголоидам (показанным в сериале) в Средиземье взяться неоткуда. Нет ни сведений о них в текстах Толкина, ни логических доводов в пользу их наличия. Возможно наличие неких единичных хоббитов-монголоидов от, например, редких браков с узкоглазыми людьми Востока (или от жертв изнасилований лихими людьми), или от случайных генетических мутаций, но они не могли внести заметный вклад в этнос, должны были в нем раствориться. Смуглость кожи может стать приобретенная в результате проживания в жарких землях с повышенной солнечной активностью, узкоглазость – нет.
Возможно, конечно, умозрительно предположить наличие других, узкоглазых племен хоббитов, помимо описанных Толкином Светлошкуров, Мохноногов и Крепышей, что могли жить, например, в Эриадоре. Это не имеет веских оснований, это наподобие «штанов Саурона» – они могли быть в наличии, могли не быть, не описаны в текстах вообще.
Однако наличие темнокожих и узкоглазых представителей среди рас Арды, эльфов, гномов и хоббитов - в любом случае должно быть не таким, как нам представляют всё амазонщики с повесточкой в сериале «Кольца Кринжа» – когда в каждой группе эльфов, гномов, хоббитов должны быть обязательно намешаны европеоиды, монголоиды, негроиды.
Средиземье – не США. Нет, должно быть так, как представлял себе Толкин, как было в реальном мире в Средние века и Древнем мире. В определенных местностях жили определенные сложившиеся этносы народов с определенным фенотипом внешности. Могут быть спорадические вкрапления людей других этносов, пришлых, но основные фенотипические признаки, в особенности такие, как цвет кожи, разрез глаз будут в группе этноса, народности примерно близкими. При соседстве нескольких этнических групп с разным фенотипом в землях с преобладающим доминирующим этносом, малые народности неизбежно ассимилируются в усредненном этносе большинства. Чтобы в народе были ярко выраженные представители монголоидов, негроидов рядом с европеоидами – надо чтобы эти этнические группы монголоидов и негроидов жили обособленно, в этнических анклавах, образовывали семьи в своем кругу, не смешиваясь с лицами европеоидной внешности, и мало контактируя с ними. Как в основном и происходит в США и Европе. Если же европеоиды, монголоиды и негроиды будут жить вместе в одной местности, одном поселении, без различий в культуре и препятствий для межрасовых браков, то они неизбежно ассимилируются с большинством (как можно увидеть во многих местах Латинской Америке, Средней Азии, восточных регионах России). Так что темнокожими могут быть не любые хоббиты, гномы и эльфы, в любой местности, любого народа, этноса, не в любой пропорции.
Нет, если Толкин писал, что среди хоббитов наиболее темнокожими были Мохноноги / Харфуты, а самыми светлокожими – Светлошкуры, значит нужно показать, что Мохноноги – ВСЕ (или большей частью) очень темнокожие (может быть, с отдельными исключениями, пришлыми из других этносов, Стуры / Крепыши – ВСЕ (или большей частью) средне смуглые, а Светлошкурые – ВСЕ (или большей частью) белокожие. Исключения могут быть в данную эпоху лишь единичными, отдельные пришельцы из других этносов.
Так и темнокожие (и узкоглазые) гномы – могли быть из определенных восточных родов, или их прямых потомков, или среди Малых гномов – смешения изгнанников из других родов, в том числе восточных. А темнокожие, чернокожие эльфы – могли быть среди авари или малая доля среди синдар, может и лесных эльфов, что могли общаться с авари. Узкоглазые эльфы-монголоиды могли быть среди авари, что могли дать фенотип орков. Может быть, малая доля среди близко соседствующих с ними лесных эльфов, нандор, может и синдар.
Но среди нолдор например темнокожим и узкоглазым эльфам взяться неоткуда.
Я не настаиваю на авторитетности или непререкаемости моих выводов. Я высказал свое личное мнение о возможности наличия в Арде темнокожих и узкоглазых эльфов, гномов и хоббитов, основанное на текстах Толкина. Каждый пусть делает выводы сам.
Я надеюсь, что эта моя статья может стать еще одним доводом, помимо других, против бытующих ныне обвинений Толкина в расизме. Если бы Толкин был расистом, был ли бы одним из главных героев его книги – темнокожий хоббит Сэмвайз (он же на самом деле Баназир Галбаси), спасший мир Средиземья? Разве Толкин написал бы столь пронзительное стихотворение о страданиях несчастного темнокожего гнома Мима, как «Сетование гнома Мима»? И у Толкина много других темнокожих положительных персонажей – Бор и его сыновья, халадины, друэдайн и др. |