Главная » Наши исследования » Научные

Гном-полуэльф. Фонология и письменность кхуздула - 2

Гном-полуэльф. Фонология и письменность кхуздула

7) Выводы

Из имеющихся кхуздульских слов можно вывести, что в кхуздуле были следующие звуки:  

Гласные: a, e, i, o, u, ô, â, î, ê, û. Дифтонги ai (возможно, и oi). Также из наличия  слабых полугласных w (Thorewilân) и y (а) и ассимиляции их с другими согласными (ауа - аi), возможны дифтонги au, ou, ei, eu, iu, ui.

Согласные: b, d, f, g, h, k, l, m, n, r, s, t, y, z, sh, `. Также вероятно наличие отдельных звуков kh, gh, th, bh. Но они могут быть результатом аспирации (оглушения) согласных. Возможны также звуки ch - вероятно русское "ч" (в Telchar), w (в Thorewilân). Подтвержденные сочетания согласных: lb, lg, ln, nb, nd, (nt), nz, gg (kg), dd, shm, zd, zb, zn, kkh, dz, kz, kth (kt) , rb, rk, khs, (gz), rb (rbh), dk – dkh.  

Что нам стало известно из текста Приложения Е к "Властелину колец"? Что в гномьем были звуки ш, гх, з, кх, тх (sh, gh, z, kh, th), но не было эльфийских звуков (th, ch в качестве «х»). Про звук dh неясно. Про него относительно гномьего языка (в отличие от кх, тх) не говорится, но он противопоставляется gh (который в кхуздуле был). Также описывается звук CH как «х» и говорится, что везде он имеет такое значение. Но в описании рун ниже говорится, что звук CH не присутствовал в эльфийских языках. Значит ли это, что эта руна обозначала звук «ч»?   

Выводы по таблице рун: 

Как сказано, руны в таблице представляют не только звуки языка гномов, но и других языков, для написания которых использовались, кроме того, сказано что Ангертас использовался также для вестрона. Ангертас также использовался для фонетической передачи английского языка ("перевода" всеобщего - вестрона). Поэтому надо тщательно проанализировать, какие звуки, представленные в Ангертас, входили в кхуздул, и какие были радикалами, образующими основы . Как видно из описания, среди значений рун выделяются несколько групп, отмеченных по разному. Гномы использовали руны со значениями, обозначенными через черту справа и отмеченные звездочкой. Слева через дефис и в скобках – эльфийские значения. Не обозначенные ничем единственные значения видимо являются общими. Также отдельно описаны изменения, внесенные гномами в Ангертас - Ангертас Мория.  

Итак, гномами Мории были созданы руны 37, 40, 41, 53, 55, 56 (ng, y, hy, n, усеченные варианты 46 – е). Также изменились значения рун 34, 35, 54 соответственно на [h], [`], придыхание ( гортанный звук в начале слова перед гласной, который встречался в кхуздуле) и [s]. Руны 14 и 16 не использовались, вместо них использовались руны 29, 30 (j, zh). Также использовались руны 12, 17, 54, 36 (r, z, s, ŋ). Также сказано про внесение нолдор Эрегиона в таблицу групп рун 13-17 и 23-28, для обозначения звуков (ch, j, sh, zh, nj (z), kw, gw, khw, ghw (w), ngw), не имеющихся в синдарине. Вполне возможно, это были звуки кхуздула, ведь гномы рода Дурина особо дружили с эльфами Эрегиона. Но возможно также они использовались для обозначения звуков вестрона, адунаика и квенья. 

Имелся еще и вариант рун Эребора. Руны 43, 17, 57, 58, 14, 16, 29, 30, (19), (21) в значениях (z, ks, ts, ps, j, zh, g, gh). Неизвестно, были ли эти руны отображением звуков, отличающих некий эреборский диалект кхуздула или просто выдуманными для удобства письма, для обозначения часто встречающихся сочетаний согласных. 

Отсюда можно выделить "чистые" Ангертас Мория и Ангертас Эребор:

 Руны Ангертас Мория Ангертас Эребор Руны Ангертас Мория Ангертас Эребор 
 1 p p 31 l l
 2 b b 32 lh lh
 3 f f 33 nd nd
 4 v v 34 h h
 5 hw hw 35 ` `
 6 m m 36 ŋŋ 
 7 mb mb 37 ng ng
 8 t t 38 nj nj
 9 d d 39 i i
 10 th th 40 y y
 11 ?dh ?dh 41 hy hy
 12 r r 42 u u
 13 ch ch 43 ū z
 14- j 44 w w
 15 sh sh 45  
 16- zh 46 e e
 17 z ks 47 ē ē
 18 k k 48 a a 
 19 g g 49 āā 
 20 kh kh 50 o o
 21 gh gh 51 ō ō
 22 n n 52?ö ?ö
 23 kw kw 53 n n
 24 gw gw 54 s s
 25 khw khw 55 (ә)? (ә)?
 26 ghw, w ghw, w 56 (ә)? (ә)?
 27 ngw ngw 57 - ps
 28 nw nw 58 - ts
 29 j g 59 +h +h
 30 zh gh 60 & &

Говорится, что Ангертас Мория использовался в написании надгробья Балина, а Ангертас Эребор – книги Мазарбул. Что странно, и там, и там писали те же эреборские гномы, пришедшие в Морию. Быть может, надпись на надгробье Балина была сделана в подражание надписям на других могилах Мории, сделанных Ангертас Мория.

Не описаны последние руны (+h, &). Первая использовалась на надгробии Балина, вторая – в книге Мазарбул. Первая,  вероятно, – оглушение согласных (k – kh в Khazaddûm), а вторая – союз «и». Странно, что нет особой руны для долгого î, который точно присутствует в кхуздуле (Nulukkhizdîn, Mîm, Khîm).

Внушают сомнение отдельные руны.Сh не описано как произносится (русское ч или х).  Сh присутствовало в синдарине как звук "х", и в именах древних Эдайн (Marach), могло присутствовать и в кхуздуле (имя гнома Telchar), и заявлено, что руна 13 не присутствовала в эльфийских языках. Про остальные руны не говорится, использовались ли они все гномами или только выборочно. Но раз оговорено, что вышли из употребления две руны, видимо, подразумевается, что все остальные использовались.    

Является, по моему мнению, сомнительным наличие в кхуздуле звуков ü, ö, dh, v, обозначенных рунами 45, 52, 11, 4. Все они не отмечены в известных кхуздульских словах. Звук ü, вероятно, является звуком у (подобие русского "ю") из синдарина. Нигде не сказано про наличие этого самобытного синдарского звука в других языках. Но, возможно, наличие этого звука в синдарине может быть обусловлено влиянием языка соседей-гномов, кхуздула. Однако, в таблице тенгвар для вестрона и черного наречия из книги Дж.Аллана "Введение в эльфийский язык" присутствует гласный у. Так что возможно, эта руна в Ангертас служила для обозначения вестронского звука. 

Наличие dh еще тем более подозрительно, что Толкин нигде не написал особо про придыхательное dh в кхуздуле, в отличие от придыхательных th, kh, что отличаются от шипящего эльфийских th, kh (ch). Этот звук является древним и пришел из рун Даэрона. Относительно ö - в валарине было какое то "открытое о, как а", встречающееся в имени Armêz. Быть может, ö - это след этого звука валарина в кхуздуле? Еще руна для звука ö есть в нолдоринских рунах из Приложения рун (TI 460-461) и в "Гномьих рунах для английского" (TI 464).

Еще неизвестно, звуки mb, nd, khw, ghw, ngw, nw, nj, hw, hy, lh, ps, ts, ks - были ли отдельными основообразующими согласными или это просто отображались сочетания звуков. Быть может, khw, ghw, hw, hy, lh - было результатом аспирации (оглушения) согласных звуков kw, gw, w, y, l +h, как и kh, th, gh (и bh в Sharbhund), что видно по конечной форме записи слова Кхазаддум как K(+h)azaddûm (с помощью руны 59, см. ниже) на могиле Балина. Аспирированные согласные могли входить в корень как основообразующие радикалы, что видно по приведенному корню KhZD (PE 17). 

Звук bh не имеет руны в Ангертас Мория, но имел руну в ранних версиях таблиц рун - рунах Дориата и нолдоринских рунах (рунах Эрегиона, что возможно имели влияние кхуздула - языка соседей-гномов), где он отождествляется со звуком v. Слово Sharbhund, в котором встречается возможный звук bh, есть только в тексте Narn i hin Hurin, созданном Толкином в 50-х годах (UT 128). Таблицы дориатских и нолдоринских рун созданы около 1939 г, таблицы Ангертас Мория в приложении  F  к "Властелину колец" - ориентировочно в 1949-1955 г. Возможно, Толкин вначале думал о наличии в кхуздуле звука bh, но позже, при составлении Ангертас Мория, решил что этот звук звучал скорее как v - отсюда возможно звучание (или написание, ведь слово приведено в устной речи) Sharvund с возможной мутацией начального согласного в слове bund "голова": b-bh-v, bund - bhund - vund.

Также возможно, что mb, nd, ngw, nw, nj - отображали результат насальной инфиксации, что была в эльфийских языках, и, возможно, в вестроне (т.к. была в его предке - адунайском языке), но которой не было в кхуздуле (см. Отчет Лаудхема, SD 433). Есть также некоторые сомнения относительно звуков (радикалов, рун) ngw, nw, ghw в кхуздуле. Вероятно, что w, как и у, был слабым полугласным (как и в испытавшем влияние кхуздула адунайском, SD 419), что  ассимилировались к следующим за ними согласным (aya+menu = aymenu = ai-menu), но также возможно и к согласным перед ними (для ûl "ручьи" возможен корень WL - что видно из возможного wul в названии реки или речной местности Thorewilan, родственном Gabilan, отсюда azan+wul = azan(u)ul), и восстанавливались лишь между гласных (Thorewilan, aya). Отсюда наличие в кхуздуле сочетаний ngw, nw, ghw сомнительно, ведь w в них могло ассимилироваться к соседним согласным ng, n, gh. Однако также возможно, что ассимиляция происходила при выговоре, а в письме сочетание согласных сохранялось (подобное различие в написании и выговоре ассимиляций также есть в адунайском). Или это были, таки действительно, отдельные, цельные звуки.

В результате по Ангертас сложно определить, какие руны и звуки использовались собственно для кхуздула. С твердой уверенностью сказать, какие руны точно использовались для кхуздула – можно лишь для тех звуков что найдены в кхуздульских словах. В отчете Джима Аллана из Маркеттской библиотеки известен Нуменийский ряд тенгвар для вестрона. Также Джим Аллан в своей книге "Введение в эльфийский язык" описывает ряд тенгвар для черного наречия и вестрона. Там встречаются следующие звуки:  t, d, th, dh, n, r, s, h, p, b, ph, v, m, w, rh, hw, ch, j, sh, zh, ny, y, l, z, i, k, g, kh, gh, ng (ŋ), `, lh, u, o, e, а, í. é, á, ó, ú и гласный звук у (возможно, аналог синдарского у "ю"). Также сказано про наличие знаков для немого е и звука "шва". Отсюда для отображения вестрона могли использоваться руны 8, 9, 10, 11, 22, 12, 54, 34, 1, 2, 3, 4, 6, 26, 5, 13, 29, 15, 30, (38?), 40,  31, 17, 39, 18, 19, 20, 21, 37, 36, 35, 32, 42, 50, 46, 48, 47, 49, 51, 43, 45. 

Выводы по кхуздульским надписям:

Есть три различных написания слова Khazaddûm:  Kazaddûm (Page of Balin`s book), Khazaddum (или даже Chazaddum) (первоначальный вариант надгробья Балина), K(h)azaddûm (окончательный вариант надгробья Балина).  

Основываясь на этом и на различных вариантах транскрипции слов с корнем Kh-z-d (k-z-d) : Khuzdûl, Khuzûd, khizdîn, khizidûn, khazad, khuzd, а также Kazaddûm, K(h)azaddûm и Khazaddûm, можно сделать следующие выводы. В кхуздуле, возможно, использовалось оглушение начальных согласных слова в генетивных выражениях, составных словах, возможно просто при ассимиляции, взаимодействии с другими согласными (но и в простых самостоятельных словах). На это указывает использование специальной руны (#59, +h), в последнем варианте надписи на надгробье, хотя для отображения звука (kh) можно было использовать руну № 20, как в первоначальном варианте надписи. Отсюда корень слова k-z-d. Это вполне возможно в спряженных словах, но использование оглушения в отдельных, самостоятельных словах (Khuzdûl, Khuzûd, khazad, khuzd, Khazaddûm, Tharkun) наводит на мысль о особой форме существительных – именительный или звательный падеж или особая форма множественного числа, или имена собственные, персонифицированные, или традиционное использование устоявшихся выражений с оглушением в любых формах корня. Также это возможно и не только в начале сложного слова, но и в середине, у начального согласного второго корня, входящего в составное слово. На эту мысль наводит слово Sharbhund , где звук bh в таблице рун отсутствует (но присутствует в рунах, используемых нолдорами, и в валарине - mirubhôzê, хотя это могло быть также оглушение) и возможно также оглушение начального согласного известного корня BND «голова», bund - bhund, подходящего под значение слова «Лысый холм – (возможно Лысая Голова)». Также, корень в слове Tharkun "человек-посох" возможно был TRK (см. адунайское tarik "опора", или  вестронское tarkil "дунадан", орочье tark "человек"), с аспирацией начального согласного. Однако, корень для Кхазад - Kh-Z-D, приведен в РЕ 17. Видимо, эти "оглушенные" согласные также могли входить в таком качестве в корень, как основообразующие радикалы.

Точно не известно, использовалось оглушение только начального радикала корня или других, но присутствуют слова с глухими согласными в середине слова (Shathur, Azaghâl, gathol, rakhas, rukhs, Tharkun). Жаль, но неизвестно как они пишутся рунами. Правда, возможно, это Толкин так просто записал звук «х», ведь в письме к Хью Брогану (1948, L 132) он использовал гномьи руны для записи английской надписи – поздравления с Рождеством и использовал для передачи этого звука не руну 20, а руны 18 и 59, как в надписи на могиле Балина.  

Ко времени написания письма еще не были написаны Приложения с таблицами Ангертас. Возможно, использование этих рун является случайностью, небрежностью или ошибкой.  Или возможно, были использованы "гномьи руны для написания английского" (TI 464), где  руна 59 означала ə, и тогда слово было записано как /ˈkərɪstmas/, а не /ˈkrɪsməs/. Однако, в слове runes для немого e использована руна 55 Ангертас Мория, которой не было в "гномьих рунах для английского".

Также возможно, что оглушение начального согласного корня могло быть частным случаем мутации начального согласного корня, как в синдарине (возможно, появилось в синдарине из-за влияния кхуздула – языка соседнего народа). Dûm очень похоже на мутировавшее Tum в Tumunzahar (и Tum в значении «долина, низменность, впадина» в нолдорине. Также известно эльфийское название Наугламира Sigil (Sigil Elu-naeth), которое сочетается с гномьим словом для Серебра и мифрила zigil (Zirak-zigil и Zigilnâd). Возможно, это было просто эльфийское произношение звука z, отсутствовавшего в эльфийских языках. А возможно – другой формой слова zigil. Также это может объяснять изменение начального согласного корня m-b-r в Barazinbar (Udushinbar, Zirakinbar), хотя это объяснено простой опечаткой. Также видно, что долгота гласной могла особой роли не играть и часто опускалась (Khazad-khazâd, khuzdul-khuzdûl, khazaddum-khazaddûm, Azanûl-azanul).  

Также данные надписи ставят под сомнение использование гортанного взрыва в начале слов, начинающихся на гласные, о чем говорится в описании рун (для чего использовалась руна 35 Ангертас и что вначале было в Адунаике – корень `IR, SD 432), ведь слово uzbad пишется без начального гортанного взрыва. Однако указан (РЕ 17) корень для azan как `ZN с гортанным взрывом в качестве радикала, хотя ранее в он был указан как ZN (RS:466, неправильное написание, ошибка Кр. Толкина?), что подтверждает наличие гортанного взрыва в начале слов, начинающихся на гласную вследствие исторического исчезновения гортанного взрыва в начале слов.  

Это может объясняться тем, что вся надпись составляет единое выражение (или даже слово) и начальный гласный идет за конечным согласным в слове Fundinul. Возможно, гортанный стоп ассимилировался с предыдущим согласным звуком. Кроме того, начальный гласный в слове uzbad – возможно лишь вынесенный вперед корневой гласный слова основной формы zubad (что наблюдается в адунайском) и в этом случае начальный гортанный не пишется (но мог писаться в случае Azanul, Azaghâl - `azanul, `azaghâl).  Или правило гортанного взрыва в начале слов на гласную касалось лишь двухрадикальных корней, как частного случая трехрадикальных, где первый согласный как бы потерялся, как в адунайском (см. Отчет Лаудхема, SD 432).

Окончательный итог:

Итак, какие выводы можно сделать о наличии тех или иных звуков в кхуздуле, особенно как основообразующих радикалов?  

Точно известно, что присутствовали в кхуздуле звуки:

гласные: a, e, i, o, u, ô, â, î, ê, û, сверхкраткие гласные "шва" - варианты е (ʌ, ә в butter), дифтонг ai  

согласные: b, d, f, g, h, k, l, m, n, r, s, t, y, z, sh, kh, th, `, j, zh, ŋ. 

Основообразующими радикалами точно являются: b, d, f, g, k, l, m, n, r, s, z, kh, `.


Весьма вероятно, что в кхуздуле также были звуки:

гласные: дифтонги oi, ui, au, ou, iu, ei, eu

согласные: gh, ks, ts, ps, hy, ch, p, bh, nj, kw, gw, khw, ghw, w, ngw, mb, dh, ng, v. 

Весьма вероятные основообразующие радикалы: gh, h, t, y, sh, th, j, zh, ŋ, hy, ch, p, bh, nj, kw, gw, khw, ghw, w, ngw, mb, ng, v


Является возможным, что в кхуздуле также были звуки:

гласные: ü, ö, дифтонги uo, io, ie, ue

согласные: dh, ks, ts, ps,

Возможные основообразующие радикалы: dh, ks, ts, ps.

Категория: Научные | Добавил: Naugperedhel (31.10.2011) | Автор: Гном-полуэльф (Naugperedhel)
Просмотров: 3048 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]