Главная » Наши исследования » Трактаты

Siewurd S. Snarenswend. ХОРОШО В КРАЮ РОДНОМ…
Отчего пользоваться русскими терминами для обозначения чудищ и прочей нечестии нехорошо, отчего наши русские книги пестрят эльфами, гномами, и прочими троллями? Отчего угрин хуже того же огра, а обрин вообще никому неизвестен? Кто-то скажет, что де кто такой гоблин – русский читатель ещё себе представляет, а кто таков макрополь и барздук[1] – уже нет. Кто-то, пожалуй, заметит, что я беззастенчиво перетащил из прусской мифологии двух последних персонажей. Каюсь, но отчего-то они мне кажутся по-свойски близкими, нежели дворфы и хоббиты из-за Альбиона, коих никто не знал до Толкина[2]. Уж лучше барздук, да гарцуки в компании с гайдуками.
Конечно, если осуществлять перевод с английского пользуясь последовательно транслитерацией, то дворфы Толкина имеют точно такое же право существовать наряду с эльфами, троллями и орками[3]. Но если уж Фродо у вас Торбинс и прочие Гужни, то и дворфы не гномы (хоть убейте, но чем одно иностранное слово лучше другого, до сих пор не пойму).
Удивительное объяснение этому можно найти в статье Анариэль: «Поскольку в восточно-славянской мифологии не было существ маленького роста, аналогичных цвергам скандинавской мифологии, то не было и исконного слова для их обозначения». Браво! Каково? А? Одной единственной фразой вычеркнуть существование целого класса существ из восточно-славянской мифологии! Это ж надо было постараться! А как же «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русских сказках? Это, не говоря о свидетельствах Афанасьева о почитании барздуков на территории нынешней Беларуси ещё в 18 в. Собственно появление гномов связно более с тем, что образованное общество того времени лучше знало немцев и французов, нежели свой народ и его традиции.
Из всего этого становится ясно лишь одно, долгое время не было так сказать национального названия умещающегося в одном слове. Но если принять фразу «мужичёк с ноготок, борода с локоток» за определение, то логически верным будет использование в этом случае слова «барздук» собственно и имеющего значение «бородатый карла». Т.е. не просто низкорослый человек «карла», но ещё и бородатый. И в этом, на мой взгляд, больше правды, чем в использовании «карлов» и «гномов» взамен дворфов. Кстати тот же Анджей Сапковский отказался от тех и других, потому как этимологически «карл» это здоровенный детина дубовый лоб, а «гномы» вызывают совершенно ненужные ассоциации с персонажами сказки про Белоснежку[4].
Но и тут найдётся кто-то, кто авторитетно пожурит: хорошо с гномами и карлами разобрались, ну а с эльфами то, что делать? Берём словарь В. Даля, не какую-то там современную переработку на триста страниц, а полновесный, а ещё лучше репринтное издание и со знанием дела тыкаем пальцем! Лабудь, та самая, от которой Эльба по-славянски называлась Лабой, а ещё раньше по-германо-латински – Альвис. А кто есть альвы и в каком они родстве состоят с эльфами объяснять, кажется не надо. И всё было бы прекрасно, если б не замаячили на горизонте тролли.
Честно признаюсь, с троллями дело обстоит сложнее – это всё же сугубо скандинавские чудовища, но если для объяснения их сущности воспользоваться датской балладой «Рыжебородый король Олуф и тролли», то обнаружится следующее описание:

Множество лет живёт на земле
Старший их, по прозвищу Аред.
Наши ладьи с молодцами в скале
Замыкает злодей и скаред.

Пышут кострами гляделки его.
Ногти, чернее дёгтя,
Загнуты вроде козлиных рогов,
Длинной не менее локтя.

Его бородища у самых колен
Треплется конской гривой.
Тошно глядеть на когти его
И видеть хвост шелудивый.

 

Если сравнить это описание с описанием с тем, что мы давно привыкли называть троллем (т.е. зелёным созданием, с длинным носом, трехавой гривой волос, длинными до земли когтистыми руками и телом на худых ногах с длинными ступнями), то без труда заметим, как сильно разнятся наши представления о троллях от таковых в датской мифологии. Не удивлюсь, что у кого-то имеется совершенно другое представление о троллях. Но главное что это хтонические чудовища, иногда наделяемые немалым ростом и склонностью к людоедству, и в этом отношении сближаемы с ограми. Иногда признаваемые потомством великанов ётунов. Убивающие людей и грабящие их хозяйство. Вот в целом все, что мы знаем о троллях.
Если же сравнить описание тролля из датской легенды с Тугарином Змеевичём из русских былин то, несомненно, найдём много общих черт. Например, чёрный конь, на котором является тугарин, пышет пламенем из глаз и дымом из ноздрей. Тугарин огромных размеров и тоже существо хтонической породы (его отчество-прозвище Змеевич указывает на это). Помимо того само имя Тугарин расшифровывается как злой и скаредный, туг - приносящий горе, вор, грабитель. Сама победа над Тугарином осуществляется с помощью огня, что тоже не маловажно. Т.о. «русский» тролль – Тугарин Змеевич.
И всё было бы хорошо, если б это не повторялось с завидны постоянством: из диких лесов показались зелёные гоблины. Но почему зелёные и из лесов? Этимология этого слова => нем. Kobold, фр. goubelin – это существа живущие либо под землёй, либо в пещерах. В низшей немецкой мифологии домовые связаны с деревьями, способные на всякие шалости и каверзы, но обычно нейтральные по отношению к людям, и в этом сближаемы с боггартами и брауни английской мифологии. В нормандской же традиции мамы пугали своих детей: «le goubelin vous empotera», что сближает французских гоблинов с русским бабаем и бабайкой – стариком и старухой «татарского происхождения», коими до сих пор пугают детей у нас в России. Так что, просто удивительно как такие проказники и шалунишки домовые превратились в орков у Дж. Р.Р. Толкина.
И уж, коль мы заговорили о деревьях, то правильно будет вспомнить…
Правильно энтов – древолюдей – а может быть леших? (no coment).
Орки. Вопрос века. Как по-русски будут «выглядеть» орки?
«Кто эти, преследующие наших, как волки, когда они гонятся за стадом овец до самой овчарни? Это четыре пса…, вскормленные человечьим мясом. Он привязал их на железную цепь. У этих псов медные лбы, высоченные зубы, шилообразные языки, железные сердца. Вместо конской плётки у них кривые сабли. Они пьют росу, ездят по ветру. В боях пожирают человечье мясо. Теперь они спущены с цепи, у них текут слюни, они радуются. Эти четыре пса – Джебе, Хубилай, Джелме и Субэдэй!». Да, нашими национальными «орками» были монголы, коих в летописях называли татарами!5 Т.е. тюрки в представлении наших далёких предков были вестниками из ада! Так думали и в Европе, сравнивая «татар» с тартаром.
Но откуда взялись орки на самом деле. Возможно из фразы Беовульфа «Eotenas and Ylfe and Orcneas»6, но возможно и из итальянской средневековой мифологии, где обитали эти самые Orci и Orkulli7, неизвестно. Однако как много параллелей мы находим между торками (или тюрками) и орками! Сначала война Византии – оплота христианства на востоке с турками сельджуками, потом османами, следом за её падением через пару веков войны Венеции, а потом Австрии (а по сути всей Европы) с той же Османской Турцией. Так что тюрки ещё долго наводили ужас на христианешую Европу.
Но, но – послышались чьи-то недовольные возражения, - так можно из всего света белого зверинец сделать! Уже сделали: ни для кого, ни секрет что чудовищные огры «прямые потомки» венгров (или угров, как их называли в русских летописях), огнём и мечём прошедших вдоль Европы. И да не наступят никогда в мире фэнтези времена политкорректности и терпимости! Да здравствует геноцид орков и Сауроновых прихлебателей! Да и что нам Саурон8 у нас Кощей Бессмертный есть, и Кощей он потому, что кощунствует – ересью промышляет, злобный ярытник, и всегда он приходил от края света, то есть с запада, а не с востока от Святых Гор как Змей Горыныч. А потому нахожу тюркскую этимологию košči - «пленник», весьма сомнительной.
Также незаслуженно в нашей фэнтези забыты черти, бесы и прочая безобидная нечисть, которая, будучи на вооружении у христианской церкви не утратили своей языческой природы9. Не говоря уже о «литературных» крылатых китоврасах, гордых полканах и страхолюдской белоглазой чуди, коя пыталась святой град Иерусалим взять. Последние кажутся очень симпатичными аналогами Урукхаев, если припомним что за сим названием (Иерусалимом) нередко пряталась Церковь, а за сим весь христианский мир10, который с 1180 противостоял магометанству и язычеству.


1 БАРЗДУКИ (нем. Barstucke, Parstucken, Barstuccae, пол. Bеzdukkai), в прусской мифологии гномы, помощники бога Пушкайтса; маленькие человечки, живущие под землёй и, видимо, связанные с богатством. Согласно «Судавской книжечке» (1563), к бузине, под которой живёт Пушкайтс (Путайте, Пушайтиc), приносят хлеб, пиво и другие продукты, просят прислать барздуков и макрополей (межевых –духов, живущих на межах в поле: обутых в лапти, одетых в сермягу, с бородой сплетенной колосками; им жертвовали кутью из зёрен первого урожая), гномов, находящихся в услужении у П., чтобы они помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеб. Под деревом (обычно под бузиной) они держат хлеб, пиво и другую еду. По одной из этимологий имя Б. означает «бородатые», по другой «духи бузины». Типологически они связаны с немецкими кобольдами (ср. нем. Zwerg-Holunder, «карлик-бузина») или русским «мужичком с ноготок, борода с локоток». Некоторые поздние авторы указывают на наличие того же класса мифологических существ в мифологиях восточных балтов (Bezdukkus, Behrstuhki и т. п.). Позднее источники упоминают культ Б. не только в Пруссии, но и в Жемайтии, Курляндии, Ливонии, Самландии, России (Я. Ласицкий и др.). По свидетельству Афанасьева, почитание барздуков было распространено в западных губерниях, в том числе в Белоруссии, ещё в позапрошлом веке. Ключевым моментом, позволяющим объяснить образ Б., является их связь с бузиной (в поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польск. bez, «бузина»; ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»), растением, связанным в разных традициях с плодородием и подземным царством. Как правило Барздуки, наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды (но иногда вовсе безбороды), иногда наделяются козлиными ногами (ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»). Согласно Стрыйковскому, бузину чтили как священное дерево, с которым связаны подземные человечки (krasnie ludzie) ростом с локоть (ср. «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русской сказке). Они показываются при луне, особенно больным.
2 Первого Дж.Р.Р. Толкин создал на базе безобидных dworfes, второго вторично же придумал, не ведая о том что сия злобная бестия была известна до него аж в 17 в.
3 Последние, между прочим, известны не только благодаря Толкину: сии чудища под именем orc’ей и оркулей неплохо себя чувствовали в италийской средневековой мифологии.
4 Мэтр нисколько не погрешив, воспользовался польского происхождения неологизмом «краснолюды» и ничего, если и были обвинения в эскапизме, то их никто не услышал.
5 Отбросим позёрство политкорректности и скажем честно: не «монголо-татарами» и не «татаро-монголами», а именно татарами.
6 Первое – великаны ётуны, второе – это, конечно же, эльфы, а вот третье – это потенциальные орки.
7 По-русски это звучит «орчи» и «оркулли»; автор осознаёт, что не является большим знатоком средневекового итальянского языка, поэтому заранее приносит извинения, если неверно написал.
8 Любопытный факт – по-венедски Saur означает «уксус», а в датских сагах Саур (Saurr, рус. «дерьмо», по другим источникам: Сор) — пёс, назначенный королём. Эйстейн конунг вторично пошел походом в Трандхейм и разорял страну и подчинил её себе. Он предложил трандхеймцам выбор: взять в конунги его раба, которого звали Торир Гривастый, или пса, которого звали Саур. Они выбрали пса, так как полагали, что тогда они скорее сохранят свободу. В пса они вложили колдовством ум трех людей, и он лаял два слова, а третье говорил. Ему был сделан ошейник и поводок из серебра и золота. А когда было грязно, его свита несла его на плечах. Ему был сделан престол, и он сидел на кургане, как конунг. Он жил в Эйин Идри, а его обычное местопребывание называлось Саурсхауг. Рассказывают, что смерть ему пришла от того, что волки напали на его стадо, и свита понуждала его защитить свой скот, он и сошел с кургана и бросился на волков, а они сразу же растерзали его.

9 Ведь, по сути – вся фэнтези, не будучи аллегорией, это большой паганизм в рамках литературы, христианин же в праве фантазировать себе муки ада, райские песнопения, второе пришествие, и ни-ни в сторону от официальной христианской доктрины. Нет, мне бы не хотелось говорить: «выбирайте то или это», пусть это будет на вашей совести…
10 Конечно же, не считая латинян, кои есть с точки зрения ортодоксии (не страдающего чрезмерным экуменизмом), еретическая секта, т.е. оплот ярытников, седалище Кощеево. Ни больше, не меньше.

 

Категория: Трактаты | Добавил: Siewurd (02.10.2008) | Автор: Siewurd W
Просмотров: 2976 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]