Главная » Наши исследования » Трактаты |
Siewurd S. Snarenswend. РУССКИЙ АРХЕТИП
Причин написать эту статью было множество, и главным побуждающим мотивом был вопрос, а есть ли русский мифологический архетип, и если есть то каков он. Поводом послужила критическая статья Анджея Сапковского «Рука, нога, мозги на стене», польского писателя известного серией романов о Ведьмаке. Любопытно постулируемое известным писателем утверждение: славянской фэнтези нет, «ибо, во-первых, у нас нет архетипа»! То есть, расшифровывая утверждения мэтра: есть славянская мифология «Свантевиты и прочие Велесы»[1] со своим архетипом, но он не тождествен современному славянскому архетипу, иначе говоря, древне-славянский архетип не оказывает никакого влияния на нашу сферу мечтаний. У англичан это архетип, сформировавшийся на основе кельтских преданий о короле Артуре и рыцарях круглого стола. У скандинавов – это незабвенные саги. А у славян такого архетипа нет? Возможно, в Польше как утверждает мэтр, единственным архетипом после пришествия католического креста остался князь Мешко приказавший за несоблюдение поста выбивать зубы. На это утверждение он имеет бóльшие основания, поскольку сам поляк, да и к тому же не какой-то там критик, а мэтр фэнтези, и мэтр великий, ему видней! И правда, какого-то единого славянского архетипа не существует. Но вот вопрос есть ли мифолого-мировозренческий архетип у русских? Да все мы знаем наш народный эпос про Владимира Красно Солнышко, Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Это наш эквивалент Артура и его рыцарей. Если кто-то знаком с оригиналами былин, а не пересказами для детей, согласится с тем, что богатством сюжетов они не уступают похождениям приснопамятного Лацелота и прочих Галахедов. Так что следует посочувствовать братьям славянам… Но вот слышны недовольные возгласы, да как же так, Владимир то Красно Солнышко гоился то в Киеве. Куда уж там нам москалям кацапым. Можно конечно встать на позиции компромисса и сказать что это обще восточно-славянский эпос. Но это будет не правда. Эпос сохранился на русском севере и там долгое время бытовал, в то время как на Украине совершенно забылся. Думаю, Украина, в лице её государственной политики, давно выбрала себе национальных героев из полицаев и руководителей еврейских погромов. Так что такое положение вещей давно стало закономерным: как для англосаксов родным стал эпос о короле Артуре и волшебнике Мерлине – повторяю – героях кельтских легенд; так для русских родным стал эпос, возникший на территории ныне им не принадлежащей. Стоит сделать замечание, что большáя часть державы Артура, Арморика, находилась по ту сторону Ла-Манша. Но тогда неужели нет эпоса возникшего на территории современной России? Есть. В этом отношении истинно-русским (?) можно признать былины о Садко (а не одну широко распространённую компилятивную былину) – эпос, возникший на территории новгородской республики, сдержавшей натиск тевтонов, как не странно повествует не о героях богатырях, а об удачливом купце, родом не то из Индии[2], не то Новгорода. Но есть и другие былины[3]. И их великое множество, но всех их объединяет духовная близость русской душе и мировоззрению. Так что русский архетип есть и как минимум их два: северо-русский и южно-русский. Но что же с центрально или восточно-русским архетипом? Его нет, как не сложилось эпоса связанного с Москвой – тем, что было и стало прообразом державной России. Но не стоит отчаиваться – отсутствие большого англосаксонского эпоса, за одним небольшим исключением[4], привело профессора Толкина, к созданию знаменитой трилогии «Властелин Колец»[5]. Как знать, не приведёт ли это к восходу новой Звезды в литературном мире в России[6]. Приятно думать, что такое может случиться ещё при твоей жизни, ведь более благоприятного времени ещё не было. 1 Сапковский А. Нет золота в Серых Горах: Мир короля Артура. Критические статьи. Бестиарий/ А. Сапковский; пер. с пол. Е.П. Вайсброта. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 374, [10] с. – (Век Дракона). 2 Индия – преобразившееся в народной фантазии представление о дивной стране. На деле это та же страна где стоит дивный остров Буян т.е. – Виндия или Вендская Держава и остров Руян. 3 Например, о Дюке Степановиче, Сауре; и др. малоизвестных героях позднейших былин северорусского фольклора, в том числе связанных с Москвой (разделение на три локации произвольно, и связанно, скорее, с сюжетом, поскольку былины всех циклов сохранились только исключительно на Русском Севере). 4 Имеется в виду сага о Беовульфе. 5 Правда профессор так и не достиг своей цели, создав, однако свой эпос и архетип, возможно даже более английский, чем это может показаться изначально. 6 Автор не считает романы Семёновой, Ю. Никитина, Н. Перумова и других беллетристов большим шагом на пути создания русской фэнтези – скорее это шаг назад. Ни один из авторов на наш взгляд не реализовал русского архетипа, создавая, свои убогие, до нелепости похожие на американские боевики, произведения, пусть и на основе русских сказок и легенд. | |
Просмотров: 2884 | |
Всего комментариев: 0 | |